Готовы ли Вы пожертвовать своими органами для спасения других людей?




 

Валентина Диомидова: "Общество интересует не время, затраченное врачами на обучение, а приобретенные ими знания и навыки"

Валентина Диомидова:

В здравоохранении Чуваши работают более 5 тысяч врачей и 12 тысяч медицинских работников среднего звена.  Основное количество этих специалистов получили образование здесь, в республике.  О современном медицинском образовании в Чувашии «Медицинскому вестнику» рассказала главный внештатный специалист по медицинскому и фармацевтическому образованию Министерства здравоохранения ЧР В.Н. Диомидова, декан медицинского факультета ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова».
– Валентина Николаевна, в связи с развитием различных технологий не утратило ли актуальности современное медицинское образование?
– В советское время при поступлении в медицинские вузы традиционно был высочайший конкурс, ведь статус врача в социуме того времени был очень значим. Но и сегодня желающих получить профессию врача много – об этом свидетельствуют по-прежнему высокие конкурсы при приеме на I курс нашего медфака. И это несмотря на то, что медицинское образование – одно из самых сложных и длительных, ведь  врачи в процессе обучения должны усвоить огромный объем знаний, от которых зависят здоровье, а зачастую и жизнь пациента. Более того, врачам необходимо постоянно обновлять свои знания в течение всей профессиональной деятельности: чтобы быть в курсе современных тенденций, необходимо прочитывать не менее 5-6 страниц научных статей в день!
В последние годы особое внимание вопросам современного медицинского образования уделяется не только в России, но и во всем  мире. Для достижения целей и задач здравоохранения необходимо соблюдение следующих важных условий: доступность, качественность, непрерывность, использование современных образовательных технологий (симуляционное и дистанционное обучение, стажировка), соответствие потребностям здравоохранения.
В связи с изменением российского законодательства (новый закон об образовании) учиться постоянно – теперь обязанность врача. То есть в современном мире парадигма  изменилась с «медицинское образование на всю жизнь» на «образование всю жизнь». Кроме того, изменилось отношение к образованию и у самих обучающихся: с «на врача учат» на «врач учится», ведь от уровня его знаний зависит и его дальнейшая карьера.
При этом в процессе профессиональной деятельности любой врач может не только повысить квалификацию, но и получить новую специальность – для этого организована система переподготовки. В нашей стране установлены единые требования к организации всех видов последипломного образования, единые сроки периодичности и продолжительности обучения. Используются единые (типовые) образовательные стандарты, утверждены единый порядок проверки знаний и единый образец документов о присвоении квалификации и об усовершенствовании врачей.
– Сколько учебных заведений в России дают среднее и высшее медицинское образование, кто этим занят в Чувашии?
– Подготовку кадров со средним профессиональным образованием в России ведут около 450 образовательных учреждений, в Чувашии – Чебоксарский медицинский колледж. Подготовку высших медицинских и фармацевтических кадров ведут в нашей стране около 100 медицинских вузов и факультетов. В Чувашии это медицинский и химический факультеты ЧГУ им. И.Н.Ульянова, который является федеральным центром подготовки специалистов не только для нашей республики, но и для многих регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Здесь  ведется обучение по четырем базовым специальностям (лечебное дело, педиатрия, стоматология и фармация) и широкому спектру программ подготовки студентов, интернов, ординаторов, аспирантов.
Система повышения квалификации врачей (последипломное медицинское образование) в России представлена учреждениями последипломного образования, факультетами усовершенствования врачей при медицинских вузах, а также курсами информации и стажировки на базе научно-исследовательских институтов и крупных учреждений практического здравоохранения. Головное учреждение – Российская медицинская академия последипломного образования (РМАПО). В Чувашии дополнительное образование врачи получают в ЧГУ им. И.Н.Ульянова и ГАУ ДПО «Институт усовершенствования врачей» МЗ ЧР (ГИДУВ), а специалисты среднего звена – в Чебоксарском медколледже.
– Какие врачебные специальности более популярны? Нет ли у нас кадрового дисбаланса?
– Конкурс на медицинский факультет ЧГУ им. И.Н. Ульянова остается высоким на все специальности. Традиционно высокий проходной балл у стоматологов (12 человек на 1 место), в прошлом году среди абитуриентов впервые лидировали педиатры (14 человек на 1 бюджетное место), в этом году в лидерах снова «Стоматология» – 15,6 человек на место, по «Педиатрии» – 13,9, а на «Лечебное дело» как и в предыдущие годы – 7,3. На специальность «Фармация» конкурс составил 10,1 человек на место.
Чтобы не возникал кадровый дисбаланс, в Ми­нздраве России налажена система персонифици­ро­ванного учета кадровых ресурсов, Минздрав России ведет работу по совершенствованию методики расчета потребности во врачебных кадрах с учетом структурных преобразований в здравоохранении, международного опыта, развития частно-государственного партнерства. Минздрав Чу­вашии также проводит ежегодное определение объемов подготовки медицинских и фармацевтиче­ских кадров по каждой специальности в четком соот­ветствии с реальными кадровыми проблемами республики. При большой нехватке специалистов количество мест увеличивается и за счет введения дополнительных форм обучения – очно-заочной или вечерней.
В Чебоксарский медицинский колледж третий год идет прием на основе среднего балла аттестата, конкурс на специальности составляет, в среднем, 3 человека на место.
– Каких специалистов готовим мы себе для среднего звена?
– Медколледж готовит медсестер и фельдшеров, медицинских лабораторных и зубных техников, акушеров и фармацевтов. Обучение длится от 3 до 4 лет в зависимости от первоначального образования (9 или 11 классов) и специальности. При этом по специальности «Сестринское дело» действует двухуровневая система подготовки кадров – базовый и углубленный уровень. Если выпускники 11 класса на базовом уровне обучаются 2 года 10 месяцев, то на углубленном – на год больше, а медицинская сестра с таким образованием уже может претендовать на руководящий пост в своей сфере.
Медколледж ежегодно оканчивают более 500 выпускников (часть из них – по заявкам других регионов). Как и у врачей, у специалистов среднего звена также есть последипломное образование, и они должны раз в 5 лет подтверждать свою квалификацию. Для этого на базе Чебоксарского медколледжа проводятся различные циклы повышения квалификации для средних медработников в соответствии с потребностями практического здравоохранения.
– Что изменилось за последние годы в структуре высшего медицинского образования?
– Как и все российское высшее образование, оно изменилось. К формам высшего профессионального медобразования относятся бакалавриат, специалитет и подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура). I этап – это додипломное образование, его получают в форме специалитета и бакалавриата. В форме бакалавриата получают образование только по специальности «Сестринское дело» – туда преимущественно поступают, имея среднее медицинское образование. В Чувашии медицинские сестры получают высшее образование на медфаке нашего университета – здесь за 5 лет готовят менеджеров, то есть потенциальных руководителей структурных подразделений для медицинских организаций, обеспечивая выпускникам углубленные знания и умения в вопросах организации управления здравоохранением, экономики, менеджмента, юриспруденции.
В форме специалитета в Чувашии получают образование по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия» (по 6 лет) и «Стоматология» (5 лет), туда можно поступить и на базе среднего общего (по результатам ЕГЭ), и среднего профессионального образования (после сдачи экзамена по профильным дисциплинам). По окончании обучения и экзамено­вки выдается диплом о высшем образовании. Но фа­ктически – это незавершенное высшее врачебное образование, так как наличие только одного диплома не дает права работы без прохождения II этапа обучения.
II этап – это последипломное профессиональное образование выпускников медицинских вузов, которое разделяется на два типа специализации: интернатура и ординатура (более углубленное изучение специальности). По завершении этого этапа и сдачи экзамена по специальности студентам выдается второй диплом и сертификат специалиста на право занятия должности в сфере здравоохранения. Также на базе высшего образования ведется подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура), которая включает в себя программы подготовки научно-педагогических кадров.
Но мы уже говорили выше, что медицинское образование непрерывно, и поэтому, работая в медицинской организации, врач постоянно продолжает учиться. И здесь возникает III этап – дальнейшее усовершенствование профессиональных знаний, навыков и умений уже работающего врача, с периодическим подтверждением сертификата специалиста. Форм повышения квалификации много: это и сертификационный цикл (общее усовершенствование), и тематическое усовершенствование, и курсы информации или стажировки на базе НИИ и крупных учреждений практического здравоохранения. Отмечу, что с 2016 года изменился принцип постдипломного обучения. Теперь врач учится не раз в 5 лет по 250 часов, а ежегодно в течение пяти лет не менее 50 часов, то есть фактически без отрыва от рабочего процесса.
– С 2016 года произошли изменения в правилах подтверждения профпригодности врачей, расскажите об этом подробнее.
– Действительно, в настоящее время происходят важные изменения. Уходит понятие сертификации специалистов. С этого года началась первичная аккредитация выпускников, чего раньше не было. Теперь выпускник, получивший диплом об образовании, до поступления в интернатуру или ординатуру проходит первичную аккредитацию. Она состоит из стандартизированного тестирования и демонстрации практических навыков и решения клинических ситуационных задач. Срок действия документа о первичной аккредитации – 5 лет.
Суть этих изменений в том, что перед специалистом, прошедшим первичную аккредитацию, открываются два пути. Первый – стандартный – пойти учиться в интернатуру или ординатуру, и после уже начать лечебную практику. Второй путь – на 5 лет пойти работать в первичное звено (врачом общей практики), и только потом проходить обучение в интернатуре (ординатуре), по окончании которой также будет выдаваться свидетельство о первичной аккредитации, но в данном случае – уже специализированной. Первыми «ласточками», прошедшими первичную аккредитацию, стали выпускники по специальностям «Стоматология» и «Фармация». С 2017 года аккредитация начнется у выпускников специальностей «Лечебное дело» и «Педиатрия». Добавлю, что интернатуру набирают последний год. Начиная с 2017 года врачи будут обучаться только в ординатуре.
– Врачей каких специальностей готовят в ЧГУ им. И.Н.Ульянова?
– Подчеркну вначале, что поступить на наш медфак можно по результатам ЕГЭ, учиться можно бесплатно (на бюджетной основе или на основе договора по целевой программе обучения), а также по контракту (на основе договора об оказании платных образовательных услуг). На первый курс по очной форме обучения ведется прием на специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология» и «Фармация». Отмечу, что медфак – самый большой из всех факультетов университета, в настоящее время здесь обучается более 3,5 тысячи студентов. Еще 150 изучают специальность «Фармация» на химфаке. Ежегодно около 500 человек получают диплом о высшем медицинском и фармацевтическом образовании, полученном в ЧГУ им. И.Н.Ульянова. При этом третий год 50% всех бюджетных мест отдается на целевую подготовку – и на додипломном, и на постдипломном этапах. Сейчас на медфаке по целевому приему проходят обучение 150 студентов и 58 ординаторов.
 Последипломное профессиональное образование выпускников медицинских вузов продолжается в интернатуре, ординатуре, аспирантуре. Прием на обучение по программам интернатуры проводится по конкурсному отбору по среднему баллу диплома о высшем образовании на 8 специальностей: «Акушерство и гинекология», «Клиническая лабораторная диагностика», «Неврология», «Педиатрия», «Стоматология общей практики», «Терапия», «Фтизиатрия», «Хирургия».
Для поступления на обучение в ординатуре по выбранной специальности уже необходимо сдать вступительный экзамен в устной форме по специальности. На нашем медфаке по программам ординатуры по очной форме обучения имеется возможность осваивать любую из 22 специальностей: «Анестезиология-реаниматология», «Акушерство и гинекология», «Клиническая лабораторная диагностика», «Рентгенология», «Судебно-медицинская экспертиза», «Функциональная диагностика», «Детская хирургия», «Педиатрия», «Психиатрия», «Аллергология и иммунология», «Кардиология», «Неврология», «Пульмонология», «Терапия», «Онкология», «Травматология и ортопедия», «Хирургия», «Урология», «Челюстно-лицевая хирургия», «Стоматология терапевтическая», «Стоматология хирургическая», «Стоматология ортопедическая».
Подготовка научно-педагогических кадров в ас­пи­рантуре ведется по направлениям «Фундамента­льная медицина» (профиль «клеточная биология, цитология, гистология») и «Клиническая медицина» (профиль «акушерство и гинекология», «болезни уха, горла и носа», «внутренние болезни», «педиатрия», «хирургия»). Для поступления в аспирантуру необходимо сдать несколько экзаменов.
– Что нового внедрено в современный образовательный процесс?
– Многие годы вузы боролись за увеличение часов в учебных программах обучения. Сегодня мир пошел по другому пути. В настоящее время общество интересует не время, затраченное врачами на обучение, а приобретенные ими навыки и профессиональные знания.
В соответствии с последними нормативными требованиями на факультете начал функционировать центр аккредитации и симуляционного обучения. Кроме того, для студентов и их преподавателей организованы и функционируют симуляционные классы на кафедрах. Симуляционная форма обучения – это имитация процесса лечения с помощью манекенов-симуляторов и программного обеспечения, позволяющая точно воспроизводить пациента и различные патологии, а значит, вырабатывает у студентов ка­че­ственные теоретические знания и практические на­выки. Симуляционное обучение построено по принципу получения знаний «от простого к сложному» - начиная от приобретения практических навыков основных манипуляций по уходу за больными и заканчивая многократной отработкой действий в моделируемых клинических ситуациях. Благодаря этой учебной технологии будущий врач не будет (и не должен) апробировать их на больном, так как работа в симуляционном классе дает право на ошибку до тех пор, пока не будет достигнуто нужное качество навыка. Также в симуляционном центре в этом году проводилась и первичная аккредитация. Для учебы студентов медфака очень важно наличие качественной материально-технической базы: это современные лекционные залы, оснащенные компьютерной и проекционной техникой, специализированные учебные классы и учебные лаборатории для проведения аудиторных и лабораторных занятий, анатомические залы, уникальный анатомический музей, виварий, компьютерные классы и читальные залы, где открыт доступ к полнотекстовым зарубежным изданиям ведущих мировых электронных ресурсов. Всем это имеется в нашем университете.  
– Государство предъявляет новые требования к качеству оказания медицинской помощи, а, значит, и к выпускникам медицинских факультетов. Как контролируется качество подготовки врачей?
– Улучшение качества образования, позволяющего дипломированному специалисту быть конкурентоспособным на современном международном рынке труда, является для нас самой главной задачей. Отмечу, что в университет часто приходят письменные и устные отзывы о хорошем качестве подготовки врачей. Кстати, нововведение этого года – аккредитация – тоже, по сути, является еще одним инструментом проверки качества знаний студентов.
В университете, в целом, а также в рамках реализуемой образовательной программы, создана система контроля качества подготовки специалистов – система менеджмента качества (СМК). Она включает в себя оценку уровня требований при приеме студентов, контроль текущих и промежуточных аттестаций, оценку качества подготовки выпускников. Несмотря даже на увеличение числа бюджетных мест, в последние годы планка приема на медицинский факультет ЧГУ им. И.Н.Ульянова традиционно остается очень высокой, так как не секрет, что медицинские вузы собирают самых успешных абитуриентов. На всех кафедрах медицинского факультета активно функционирует рейтинговая система оценки успеваемости студентов, позволяющая иметь постоянные сведения об индивидуальной подготовке студентов, проводить коррекцию и усиливать их заинтересованность в образовательном процессе. Наши студенты активно участвуют в предметных олимпиадах, конкурсах различного уровня, успешно представляют свои научные исследования на Всероссийских и международных конференциях и ежегодно получают дипломы победителей. В университете традиционно проводится целый ряд мероприятия: Всероссийский фестиваль науки, в рамках которого проводится конкурс «Лучший инновационный проект студентов, аспирантов и молодых ученых», региональный фестиваль студентов и молодежи «Человек. Гражданин. Ученый», Всероссийская научная студенческая конференция, посвященная юбилейным датам России. В формате данных мероприятий проводятся познавательные конкурсы, круглые столы, открытые лекции для школьников и учителей на факультетах и секционные научно-практические конференции на кафедрах. Лучшие работы публикуются в сборниках трудов этих конференций. Студенты медицинского факультета принимают активное участие в ежегодной Межрегиональной конференции-фестивале научного творчества учащейся молодежи «Юность Большой Волги», в региональном этапе Всероссийского чемпионата по научным боям «Stand-UpScience», выезжают с докладами на конференции в Нижний Новгород, Казань, Москву и другие города страны.
Много времени уделяется в вузе и внеучебной работе - ведь будущий врач должен вести здоровый образ жизни, быть духовно развитым человеком. Высокую оценку наши студенты заслужили своими достижениями в спорте, у нас есть спортивный зал, лыжная база, актовый зал. Студенты из других городов живут в благоустроенном общежитии, оснащенном всем необходимым для комфортной жизни.
Кроме того, хочу отметить, что Министерство образования и науки России ежегодно подводит итоги мониторинга деятельности вузов по 7 основным показателям: образовательная деятельность, заработная плата профессорско-преподавательского состава, научно-исследовательская деятельность, международная деятельность, трудоустройство, финансово-экономическая деятельность, дополнительный показатель.   По итогам  мониторинга 2015 года Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова  признан эффективным вузом уже пятый год подряд. 
– Но чтобы повышать качество образования, необходимо повышать и качество преподавательского состава?
– Разумеется. Наличие квалифицированного шта­та научно-педагогических работников на медицинском факультете – необходимый компонент для повышения качества образования. У нас работают более 300 преподавателей, из них более 70% – кандидаты и доктора наук.
Хочу отметить, что имидж факультета создаётся постоянной кропотливой работой всего научно-педагогического коллектива по его развитию и укреплению позиций на образовательном пространстве региона. В ЧГУ им. И.Н.Ульянова имеются признанные в РФ научные медицинские школы по ряду направлений- «Научная школа морфологов Чувашии», «Геохимическая экология болезней», «Региональные особенности репродуктивного здоровья женщин Чувашской Республики», «Щадящие малоинвазивные методы лечения переломов», «Нейроамины в автономной регуляции внутренних органов», «Эпидемиология, этнотерриториальные особенности наследственных болезней у детей Чувашской Республики», «Морфофункциональное состояние иммуноэндокринных органов в условиях иммунодефицита и его коррекции», «Ранняя диагностика и лечение постгастроэктомических синдромов и их сочетанных форм».
Современное российское медицинское образование старается сохранить традиции отечественной медицины, и именно это является основой дальнейшего развития на пути сегодняшней интеграции в европейское образовательное пространство. В последние годы особо развивается международная деятельность медицинского факультета по целому ряду направлений: это академический обмен студентами, профессорско-преподавательским составом, участие в совместных научных и образовательных программах, организация и проведение международных конференций, совместных научных исследований и многое другое. О наших связях говорят названия международных организаций, с которыми сотрудничает медфак: Ереванский государственный медицинский университет (Армения), Университет Witten/Herdecke (Германия), Белорусский госуниверситет, Гомельский и Гродненский государственные медицинские университеты (Беларусь), Гуйчжоуский университет (КНР), Павлодарский государственный университет им. С.Торайгырова (Казахстан).
Сегодня нами осуществляется подготовка студентов из 42 регионов РФ и 39 стран ближнего и дальнего зарубежья (Израиль, Кения, Алжир, Марокко, Сирия, Иордания, Конго, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и другие). Силами сотрудников факультета ведется усиленная работа по разработке и внедрению учебных программ для обучения на английском языке. С сентября 2015 года мы впервые начали обучение иностранных студентов на 1 курсе на английском языке. До этого момента около 2 тысяч иностранцев проходили обучение только на русском языке. В этом году лекции на английском будут читать около 30 преподавателей медфака.
– В условиях отсутствия обязательной в советские времена отработки как сегодня решается вопрос с трудоустройством выпускников?
– Во-первых, увеличивается целевой набор абитуриентов, предполагающий после окончания учебы обязательную отработку в конкретной организации, оплатившей учебу или предоставляющей другие социальные блага. Ранее целевой набор происходил на уровне поступления в интернатуру или ординатуру, а третий год набор на целевые места идет уже при поступлении в вуз. Во-вторых, каждую весну проводится традиционная «Ярмарка вакансий», участники которой предлагают нашим выпускникам работу не только в республике, но и в медучреждениях Приволжского федерального округа.
В последние два года студенты выпускных ку­рсов медфака имеют возможность зарегист­рироваться на официальном сайте ЧГУ им. И.Н.Ульянова в Автономной информационной системе содействия трудоустройству выпускников (АИСТ), разработанной Министерством образования и науки РФ в рамках реализации Концепции формирования и функционирования системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования.
Все это дает свои результаты. По данным мониторинга Госслужбы занятости Чувашии, уровень регистрируемой безработицы среди выпускников медфака минимальный. Отмечу, что трудоустройство каждого выпускника медколледжа также находится на контроле – в прошлом году было трудоустроено 302 человека.
92% врачей, работающих в лечебно-профилактических учреждениях республики – это выпускники медицинского факультета ЧГУ им. И.Н.Ульянова. Большинство преподавателей кафедр медфака – также наши выпускники, 38 из них – доктора медицинских наук. Ежегодно более 80% выпускников остаются работать в Чувашии, но многие востребованы и в других регионах России, а также в странах Европы, Азии, Америки. Ежегодно 1-2 диплома мы подтверждаем для зарубежных организаций.
– Как ведется работа по профессиональной ориентации потенциальных абитуриентов?
– Организация нового набора студентов в ЧГУ им. И.Н.Ульянова на медицинские и фармацевтические специальности осуществляется деканатом и кафедрами медицинского факультета в течение всего учебного года. Организованы научные кружки для школьников: «Юный иммунолог», «Болезни людей», «Основы здоровья человека» (с курсом гигиены), «Биологическая суббота» (с курсом микробиологии и вирусологии), «Анатомический кружок», которые привлекают новых молодых исследователей к участию в олимпиадах, конференция, семинарах.  Для привлечения внимания школьников и молодежи налажено чтение научно-популярных лекций профессорами медицинского факультета в рамках «Университетских суббот». Проводятся дни открытых дверей, а также  осенняя, зимняя, весенняя и летняя "школа медицины" для школьников, в основном 9-11 классов, причем не только Чувашии, но и соседних регионов. Отмечу, что у нас есть и базовые школы со специализированными классами – две в Чебоксарах и одна в Новочебоксарске. Все это помогает абитуриентам точнее определиться с выбором профессии медика.
– Что Вы можете пожелать абитуриентам и будущим медикам?
– Я думаю, что выбор любой специальности – дело ответственное. Но выбор пути в медицину должен быть совершенно осознанным. Это должны понимать и абитуриенты, и их родители.  Причина тому – не только тот факт, что не стоит учиться столько лет, затратив много усилий, чтобы потом уйти, разочаровавшись или испугавшись трудностей. Главное – это то, что профессия медика не является способом заработка. В первую очередь это – служение!
Подготовили Н. Володина, Е. Кириллова

Дата публикации: 29.08.16

Источник публикации: Медицинский вестник

В список публикаций
 
Нам важно ваше мнение!!!
зайдите сюда
(8352) 45-26-97