Почему Вы боитесь операций?





 

Валентина Диомидова: «Врачи будут обучаться непрерывно»

Валентина Диомидова: «Врачи будут обучаться непрерывно» В соответствии с новым законодательством с прошлого года изменился порядок подтверждения квалификации медицинских и фармацевтических работников. Сертификация специалистов постепенно уходит в прошлое, на смену ей пришла система аккредитации. Отныне каждые пять лет врач должен будет подтверждать свою квалификацию, получая допуск к ведению практической деятельности – свидетельство об аккредитации. Для чего это сделано, и в чем отличие аккредитации от сертификации, «Медицинскому вестнику» рассказала главный внештатный специалист по медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава ЧР В.Н. Диомидова, декан медицинского факультета Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова.
– Валентина Николаевна, в связи с чем возникла необходимость в аккредитации?
– Все знают, что в целом в системе здравоохранения России идут определенные изменения, поэтому естественно, что изменяется и система медицинского образования. Это касается как этапа додипломной подготовки специалистов, так и последипломного этапа. Появился совершенно новый термин – непрерывное медицинское образование (НМО). То есть врач, получив диплом об образовании, не заканчивает учебу, а продолжает учиться непрерывно. С одной стороны, закрепляя те знания и навыки, которые он получил в вузе, с другой, – непрерывно совершенствуя их, развиваясь и пополняя свой багаж знаний. Ведь наука не стоит на месте: постоянно внедряются современные методы лечения и диагностики, на рынок выходят новые лекарства. А некоторые старые препараты, наоборот, по какой-то причине выходят из оборота – либо обнаружились серьезные побочные эффекты, либо лекарство показало себя не таким эффективным. Едва ли врач будет знать все это, обучаясь раз в 5 лет. Поэтому специалист должен учиться постоянно, практически всю жизнь. Для этого и вводится система НМО и аккредитации специалистов.
– Какой закон это регламентирует?
– Еще в ноябре 2011 года был принят Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Статья 69 этого закона гласит, что право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское образование в России в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. Действие статьи вступило в силу 1 января 2016 года. То есть до 2016 года мы работали в системе сертификации специалистов здравоохранения, а теперь российское здравоохранение вступило в эру аккредитации.
– Чем сертификация отличается от аккредитации?
– При сертификации врач подтверждает и повышает свою квалификацию раз в пять лет. Эта форма обучения хорошо знакома и привычна для медработников. Но теперь они должны это делать постоянно и буквально ежедневно. И чтобы получить допуск в профессию и аккредитоваться, врачу нужно будет доказать, что все пять лет он постоянно учился – осваивал новую медицинскую литературу, электронные образовательные модули, участвовал в конференциях, видеолекциях и т.д.
Сертификация тоже позиционировалась как допуск в профессию. Но эта процедура подтверждения навыков проводится по нозологической специальности. Например, кардиолог раз в пять лет получал сертификат врача-кардиолога, пройдя тематическое обучение. Этот допуск предусматривал, что данный врач может работать во всех направлениях кардиологической специальности очередные 5 лет.
Аккредитация подразумевает другой под­ход. Она предполагает оценку профессиональных возможностей специалиста, проверку его конкретных навыков в ходе его настоящей работы. Она проверяет, что специалист на самом деле умеет делать и включает в себя тестирование, решение ситуационных задач, выполнение заданий на симуляторах, а также анализ портфолио специалиста. Для каждой специальности врача разрабатываются профессиональные стандарты (квалификационные требования). На соответствие этим квалификационным требованиям врач и должен будет пройти экзаменационные испытания. Естественно, аккредитоваться специалист будет не по каждой манипуляции, но по каждому виду навыков точно. В итоге он получит свидетельство об аккредитации.
– С Вашей точки зрения, для чего это было сделано?
– В целом аккредитация направлена на повышение качества оказания медицинской помощи. Я не открою большого секрета, если скажу, что сегодня встречаются случаи врачебных ошибок. Их не так много, но они есть. Поэтому нам нужно повышать качество своей работы. В наших планах к 2018 году повысить удовлетворенность населения Чувашской Республики качеством медицинской помощи до 70%, а долю нарушений, выявленных при экспертизе качества медицинской помощи, снизить до минимума. Число случаев оказания медицинской помощи в соответствии с клиническими рекомендациями необходимо в этот же период повысить до 90%.
Еще одна немаловажная цель аккредитации – снижение дефицита кадров. На данный момент в России остро стоит задача понизить уровень дефицита врачей первичного звена. Мы стремимся к тому, чтобы он в 2018 году был на 25% ниже, чем в странах Евросоюза. Особо нужно здесь отметить кадровый дефицит в сельской местности. Конечно, в разных регионах страны картина разная, но тенденции общие. В связи с этим Министерство здравоохранения Чувашии регулярно проводит ярмарки вакансий на медицинском факультете ЧГУ им. И.Н. Ульянова, в Чебоксарском медицинском колледже, а также в филиале медколледжа в Канаше с приглашением главных врачей лечебно-профилактических учреждений.
– Что изменится для студентов-медиков?
– Система аккредитации внедряется поэтапно. I этап – с 1 января 2016 года: на первичную аккредитацию перешли выпускники вузов, освоившие программы высшего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) по специальностям «Стоматология» и «Фармация» (уровень специалитета).
II этап – с 1 января 2017 года: выпускники вузов, освоившие после 1 января 2017 года другие программы высшего медицинского образования в соответствии с ФГОС (уровень специалитета). В ЧГУ это 174 студента специальности «Лечебное дело» и 49 педиатров. Всего в этом году медицинский факультет нашего университета окончат 554 выпускника, из которых 33 – целевики.
Таким образом, после успешного завершения итоговой аттестации и первичной аккредитации будущий врач получит два документа: диплом о высшем медицинском образовании и аккредитационное свидетельство (начальную лицензию). Они позволят специалисту приступить к работе, но только в качестве врача общей практики (включая как терапевтов, так и педиатров, амбулаторных стоматологов) в поликлиниках и центральных районных больницах.
Напоминаю, что интернатуру упразднил уже упомянутый Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан». В 2017 году в нашем университете состоится последний выпуск интернатуры – ее окончат 135 выпускников.
Важнейшие практические навыки для первичного звена здравоохранения молодые доктора получат, успешно освоив вузовскую программу. В дальнейшем перед ними будет ставиться задача тщательного изучения профессиональных дисциплин и непосредственная практика в клиниках. Конечно, первое время начинающие медики все приемы пациентов будут проводить под контролем старших коллег и преподавателей.
– Что будет с теми, кто решит стать узким специалистом?
– Тем, кто в последующем думает более углубленно заняться профессией, необходимо будет поступить в ординатуру по конкретной специальности.
Предполагается, что скоро изменятся сроки обучения в ординатуре. Обучение в ней по различным специальностям будет длиться от 1 года до 3-5 лет. По завершении обучения по программам подготовки в ординатуре и после первичной специализированной аккредитации врачу будет выдаваться аккредитационное свидетельство, позволяющая работать специалистом, сроком на 5 лет. На III этапе системы аккредитации с 1 января 2018 года процедуру первичной специализированной аккредитации начнут проходить и выпускники-ординаторы. В ЧГУ имени И.Н.Ульянова в 2018 году ее пройдут 167 молодых специалистов. Всего по программам подготовки в ординатуре в настоящее время обучается 302 человека, из них 86 человек – по целевому направлению.
Также в последующем в систему аккредитации включатся бакалавры и магистры, освоившие после 1 января 2018 года программы высшего медицинского и фармацевтического образования, выпускники сре­днего медицинского и фармацевтического образования и те, кто прошел профессиональную переподготовку в соответствии с ФГОС.
А с 1 января 2021 года аккредитацию будут проходить те специалисты, кто не включился в нее на предыдущих этапах, и те, у кого подошел срок повторной аккредитации (кто прошел первичную аккредитацию в 2016 году).
– Что поменяется для работающих врачей?
– В период с 1 января 2016 по 1 января 2021 года допуск к профессиональной деятельности осуществляется как через аккредитацию, так и через сертификацию специалиста, в зависимости от срока прохождения последней сертификации или аккредитации. Специалисты, которые прошли последнюю сертификацию до 1 января 2016 года, пока будут повышать свою квалификацию по старой методике, на сертификационных циклах, продолжительностью 144 часа (из которых не менее 100 часов – очные). Смена сертификации на аккредитацию будет проводиться поэтапно, с постепенной заменой действующих сертификатов.
Те специалисты, что прошли сертификацию или аккредитацию после 1 января 2016 года, будут повышать квалификацию в рамках системы непрерывного медицинского или фармацевтического образования. То есть каждый специалист будет разрабатывать свой индивидуальный 5-летний аккредитационный цикл обучения. Ежегодно он должен составлять не менее 50 часов. В итоге всего за 5 лет его обучение по индивидуальному плану составит 250 часов.
50 часов в год можно пройти либо только по программам повышения квалификации НМО, либо их разделить: 36 часов посвятить программам непрерывного образования, а оставшиеся 14 часов – участвовать в разных мероприятиях по очной или заочной форме, в научно-практических конференциях, съездах, в работе дистанционного обучения. Но все эти программы должны быть аккредитованы и зарегистрированы в системе непрерывного образования.
– Что меняется в переподготовке специалистов среднего звена – медицинских сестер?
– Безусловно, меняется додипломная и последипломная подготовка и специалистов среднего звена – медицинских сестер, фельдшеров, акушерок. В настоящее время идет разработка ФГОС среднего профессионального образования (СПО) четвертого поколения, программы которого будут учитывать требования профессиональных стандартов.
Приказ МЗ России от 25.02.2016 г. № 127н определил сроки и этапы аккредитации специалистов, а также категории лиц, подлежащих аккредитации. В соответствии с этим приказом для лиц, получивших СПО, предусмотрен переход от сертификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием к первичной специализированной аккредитации, что будет осуществлено в 2018 году (III этап перехода к системе аккредитации специалистов).
– Где медицинские работники Чувашии могут повысить свою квалификацию?
– В республике врачи получают дополнительное образование на базе медицинского факультета ЧГУ им. Ульянова, в Институте усовершенствования врачей, а специалисты среднего звена – в Чебоксарском медколледже.
Где совершенствовать знания – на конференциях, симуляционных тренингах, мастер-классах или привычных циклах повышения квалификации – специалист решает сам. Но выбирать виды образовательной активности можно только из тех, что одобрены Координационным советом Минздрава России по непрерывному образованию. Таких материалов уже предостаточно на портале edu.rosminzdrav.ru. Подчеркну, что каждый, кто вступает в систему непрерывного медицинского образования, должен будет обязательно зарегистрироваться на этом ресурсе. В Чувашии организованы специальные курсы для тех, кто еще не знает, как это сделать, в этот процесс вовлечены кадровые службы медицинских организаций.
На этом портале вы самостоятельно сможете получать общую информацию о системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования, выбирать вариант включения в систему НМО и создавать индивидуальный цикл обучения по специальности. Здесь же вы сможете контролировать свою образовательную активность в рамках индивидуальной траектории обучения через Личный кабинет. Причем каждый обучающийся на портале может выбрать одну или несколько специальностей, по которым он уже получил допуск к профессиональной деятельности (имеет сертификат или свидетельство об аккредитации), и начать формировать индивидуальный план (планы).
– Чтобы внедрить непрерывность в медицинское образование, наверное, нужно внести какие-то серьезные изменения в систему подготовки врачей и среднего медперсонала?
– Да, вносятся изменения в образовательные программы. Для этого в Чувашской Республике уже есть основа – созданы материально-техническая, информационная базы. На медицинском факультете ЧГУ организованы классы симуляционного обучения, создан Центр аккредитации симуляционного обучения. То есть и на додипломном, и на последипломном этапах в подготовку специалистов модульное симуляционное обучение уже внедрено. Работает система контроля уровня профессиональной подготовленности специалиста здравоохранения через систему процедуры аккредитации. Также в обучающем процессе уже задействованы электронные системы и дистанционные технологии.
В Чебоксарском медицинском колледже созданы обучающие программы с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Эти программы успешно внедряются в систему переподготовки медицинских работников со средним специальным образованием. Программы с использованием дистанционных образовательных технологий создаются и для внедрения в подготовку студентов, что особенно актуально для развития инфраструктуры инклюзивного образования и содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Все большее значение в системе подготовки и переподготовки специалистов среднего звена приобретает практико-ориентированное обучение, для реализации которого в колледже используются также такие образовательные технологии, как имитационные (деловые, ролевые и др.) игры, кейс-стади (решение ситуационных задач), социально-психологические и профессиональные тренинги. Это, безусловно, повышает качество образовательных услуг.
С 2017 года колледж переходит на целевое обучение по договорам с лечебно-профилактическими учреждениями Чувашской Республики.
– Как врач сможет подтвердить свое участие в дистанционных образовательных мероприятиях?
– Подтверждением обучения на мероприятии, аккредитованном в системе НМО, является индивидуальный код, который будет присваивать специалисту организатор мероприятия. Полный спектр образовательной активности по любым специальностям будет отображаться в Личном кабинете, на основании которого и будет составляться общее образовательное портфолио специалиста. Для допуска к аккредитационному экзамену специалист должен будет предоставить это профессиональное портфолио, включающее документы, подтверждающие все часы пройденного обучения и результаты тестирования по специальности.
– Подводя итог разговору, как Вы оцениваете происходящее? Как в целом данная реформа повлияет на организацию здравоохранения в России?
– Полагаю, что это очень важный и ответственный шаг в направлении улучшения качества оказания медицинской помощи для населения республики. Ведь непрерывность постдипломного образования стимулирует врачей самоорганизоваться и дисциплинированно, в течение всей жизни, поддерживать свои знания и навыки, идя в ногу с современными достижениями медицины.
А в дальнейшем аккредитация медицинских специалистов предполагает внедрение личного листа допуска к определенным видам врачебной помощи на базе клинических протоколов. После этого именно врач, а не лечебное учреждение, будет нести всю полноту персональной ответственности перед пациентом, как это происходит во всем мире.
Подготовили Н. Володина, В. Золотова

Дата публикации: 29.04.17

Источник публикации: "Медицинский вестник"

В список публикаций
 
Нам важно ваше мнение!!!
зайдите сюда
(8352) 45-26-97